Страница обновлена 10.10.2018

МОУ Любимская СОШ

Страница обновлена 10.10.2018
МОУ Любимская СОШ

Из опыта работы

Урочная деятельность

В основе моей работы лежит личностно-иориентированный подход, который способствует воспитанию гармоничной личности, нравственные поступки которой будут полностью совпадать с духовными потребностями. Чаще всего использую на уроках литературы 
элементы РКМЧП технологии.

Для достижения лучших результатов в обучении и воспитании использую следующие методы: эвристический, иллюстративный, проблемный, исследовательский, метод дискуссий, наглядно-слуховые методы.

Формы работы, применяемые мною на уроках и во внеурочной деятельности: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Чтобы урок стал для ребенка интересным, позволяющим затронуть тонкие струны души, позволяющим раскрыть самые лучшие качества личности ребенка, активно использую следующие приемы:

- постановка проблемного вопроса или создание проблемной ситуации,

- мотивация деятельности,

- создание ассоциативных рядов,

- подбор ключевых слов,

- синквейн,

- кластер,

- дискуссия,

- опорные схемы,

- составление таблиц,

- сравнение и аналогии,

- рефлексия,

- использование аудио и видеозаписей.

- письменные творческие работы.

Не случайно преподавание литературы в 5 классе начинается с изучения фольклора. Фольклорные произведения из глубины веков доносят до читателя представления о добре и зле, верности и преданности, любви к Родине и предательстве, храбрости и трусости, трудолюбии и лености, милосердии и жестокости. Именно с этими нравственными категориями сталкиваются дети впервые, обращаясь 
к русским народным сказкам, сравнивают героев, за одних переживают, других осуждают. После изучения русских народных сказок ученикам могут быть предложены следующие задания: творческие пересказы с изменением лица рассказчика, устное словесное рисование, составление киносценария по наиболее интересному, важному эпизоду, инсценирование части произведения, домысливание сюжета. 
В итоге работы над сказками с удовольствием участвуют в мини – проекте «Скоро сказка сказывается» (сами сочиняют сказки, создают свои книжки-малышки и представляют их в классе). Интересным является и сопоставление русских народных сказок и сказок народов мира. Ученики понимают, что, несмотря на художественное своеобразие разных фольклорных миров, все сказки объединены близостью нравственных 
общечеловеческих ценностей.

Еще одна кладезь нравственных уроков – пословицы. С большим интересом ребята участвуют в мини-КВН: вспоминают пословицы на заданную тему, называют пословицы по двум словам, соотносят русские пословицы и пословицы народов мира. (Приложение №1)

Знакомясь с былинами, воспитываем в детях чувство патриотизма и уважение к ценностям отечественной культуры. Обязательно использую на уроке репродукции картин В. Васнецова и И. Билибина, фонозапись актерского чтения былин в сопровождении гуслей. В качестве рефлексии использую прием «незаконченное предложение». (Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» вызвала у меня чувство… Главный герой киевского цикла былин Илья Муромец – это человек…). Нравится учащимся писать сочинение по картине Васнецова «Три богатыря». Практически в каждой такой творческой работе можно увидеть чувство гордости за свою Родину,
а значит, урок не прошел зря.

Изучая басни, сравниваем тексты Эзопа, Лафонтена, И.А. Крылова и приходим к выводу, что во все времена нравственные качества едины. Выразительно читаем басни, выясняем мораль, инсценируем, что дети делают с большим интересом.

Древнерусская литература является бесценным источником для духовно-нравственного воспитания учащихся. Читая Поучение Владимира Мономаха, останавливаемся на каждом завете великого князя. В конце урока проводим рефлексию. (Чем интересно для вас «Поучение», написанное около девяти столетий назад? О чем вы задумались, что бы хотели еще обсудить?) По желанию дети создают свои тексты поучений. Великолепным примером любви и верности считается
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Характеризуем главных героев, опираясь на таблицу.

Приходим к выводу: жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание творить добро, любовь и верность – ценности, над которыми не
властно время.

Изучая «Житие Сергия Радонежского», задаемся вопросом: почему так почитают на Руси этого святого? Ученики не без удивления отвечают, что Сергий в детстве своем ничем не отличался от них самих, испытывал проблемы в обучении, но преодолел их, благодаря своему усердию и труду. Все без исключения знают, что молитва Сергию Радонежскому помогает в учении, у многих в портфеле обнаруживается иконка с ликом святого. В ходе исследовательской работы с текстом выполняем задание: выпишите из глав в учебнике слова и 
словосочетания, по смыслу связанные с темой любви, добра. Таких слов оказывается  много. Приходим к выводу, что светлое имя Сергия Радонежского – олицетворение высокой нравственности, национального единства, согласия, надежды, а вся жизнь преподобного была постоянным прозрением 
в далекое и близкое будущее.

Изучение творчества Пушкина занимает особое место в литературном и нравственном образовании учащихся. Безусловно, начинаем с заочных 
экскурсий по пушкинским местам, это позволит лучше понять образ поэта, заинтересует творчеством. Духовные метания и этические проблемы героев Пушкина являются вечными. Разве не могут не заинтересовать учащихся проблемы смысла жизни, любви и верности, 
чести и долга, взаимоотношения отцов и детей? А поэзия, наполненная богатством чувств?

С раннего детства ребята обретают своего Пушкина. Читая сказки, быстро начинают различать добро и зло, учатся оценивать поступки героев, 
удивляются кротости царевны из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», возмущаются гордыней и злобливостью царицы.

Взрослея, школьники приближаются к Пушкину, начинают понимать его как личность. Можно бесконечно говорить о ценности его произведений 
с точки зрения духовно-нравственного воспитания. Остановимся лишь на некоторых моментах. Повесть «Станционный смотритель» как нельзя лучше способствует воспитанию гуманного отношения к людям, уважению к родителям, ответственности за свои поступки. Начинаем один из уроков с постановки проблемного вопроса: прочитайте описание «картинок, украшавших их смиренную, но приятную обитель». С какой целью автор подробно останавливается на них в самом начале повести? Какая из них, на ваш взгляд, выделяется? Один из приемов: толкование значения имени главного героя.

На этапе рефлексии можно использовать прием прогнозирования (О чем могла думать Дуня, посетившая могилу своего отца? Как, по-вашему, сложится судьба Дуни в дальнейшем?) Увидеть позицию учащихся по отношению к поступку героини позволит сочинение на одну 
из тем, на выбор:

1. «Мое отношение к Самсону Вырину – герою повести Пушкина».

2. «История Дуни – история «блудной дочери»?

3. «Герой повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», с которым мне хотелось бы поговорить».

4. « Когда я читал повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель…»

Изучая поэму «Полтава», воспитываем в душах детей чувство патриотизма, интерес к отечественной истории, историческим личностям. Не обойтись здесь без сравнительной характеристики Петра и Карла. Можно предложить составить синквейны:

Петр

Прекрасный, быстрый

Приветствуют, мчится, радуются

Петр прекрасен, быстр, его приветствуют полки

Победа

Карл

Бледный, смущенный

Несут, задумался, не двигается

Карл бледный, у него смущенный взор, его несут

Поражение

Каким прекрасным продолжением воспитания учащихся станет изучение повести «Капитанская дочка». Учеников не может не заинтересовать личность Гринева, верного своему долгу, человека чести и совести, да и трагическая противоречивая фигура Пугачева вряд ли кого оставит равнодушным. На уроках по изучению этого произведения можно использовать все выше перечисленные методы и приемы.

Творчество М.Ю. Лермонтова продолжает формировать нравственные идеалы учащихся, развивать эстетический вкус. При знакомстве с поэмой «Бородино» пятиклассники с удовольствием пишут сочинения от лица участников бородинского сражения. Прежде чем изучать « Песню про купца Калашникова» знакомимся с «Домостроем», чтобы разобраться, по каким нравственным законам и правилам жили люди того времени. Сравниваем образы Калашникова и Кирибеевича, подробно рассматриваем образ Алены 
Дмитриевны. Сама книга «Домострой» учит  нас из глубины веков, как беречь свою веру, уважать старших, служить Отечеству, строить семейные отношения. А ведь семья, где нет духовности, распадается.

Уроки по изучению творчества И.С. Тургенева обогащают представления детей о прекрасном, учат ценить красоту русской природы, безгранично любить свое Отечество, не принимать произвол и насилие над человеческой личностью.

Вряд ли не затронул чью-либо душу рассказ «Муму». Пятиклассники плачут, читая эпизод утопления Герасимом Муму, а это значит, что их серце неравнодушно. Знакомясь с рассказом «Бирюк», используем смысловое чтение. На стадии вызова просим спрогнозировать, о чем пойдет речь в рассказе, если он называется «Бирюк». На завершении знакомства со стихотворением в прозе «Воробей» пишем творческую работу «Даймонд». Состоит работа из 7 строк: 1 и 7 строки – два существительных – противоположных 
понятия; 2 строка – два прилагательных или причастия, раскрывающие признаки первого существительного; 3 строка – три глагола или 
деепричастия; 4 строка – четыре слова, два из которых характеризуют первое существительное; 5 строка – три глагола, характеризующие понятие, противоположное данному в первой строке; 6 строка – два прилагательных или причастия, раскрывающие признак второго, противоположного первому существительному; 7 строка – контрастное понятие, завершающее даймонд.

Любовь

Вечная, нежная

Рождается, цветет и вдохновляет

Любовь побеждает даже смерть

Отнимает, угнетает, пугает

Холодная, мрачная

Смерть

Обращение к творчеству  Н.В. Гоголя, в частности к повести «Тарас Бульба» позволяет не только продолжить воспитывать в детях чувство патриотизма и уважения к историческому прошлому, но и знакомит их с другой культурой близкого нам народа. Сама читаю ученикам эпизод убийства Тарасом Андрия, речь о товариществе, до глубины детской души доходят авторские строки. В ходе сравнения Остапа и Андрия разворачивается дискуссия. Ее участники развивают самостоятельность суждений, учатся подбирать аргументы, отстаивать свою точку зрения, быть убедительными эмоционально и логически.

 Творчество Л.Н. Толстого: воспитание духовно-нравственных качеств учащихся начинается уже со знакомства с биографией писателя. Устраиваем заочную экскурсию в Ясную Поляну, открываем для себя не только писателя, но и человека широкой души, целенаправленного, постоянно анализирующего и ищущего себя, учащегося до самых последних дней своей жизни. В произведениях Толстого весь спектр нравственных категорий: гуманизм, терпимость, патриотизм, семейные отношения, дружба и т.д. Изучая рассказ «Кавказский пленник», составляем ассоциативные ряды к фамилиям главных героев: Жилин, Костылин. Уже это позволяет сделать некоторые предположения о характерах героев. Подбираем пословицы о любви к людям, о добре, о войне и мире. В итоге пишем сочинение: «Над чем меня заставил задуматься рассказ Толстого «Кавказский пленник?» Уроки не прошли бесследно: в каждой работе 
вижу, что дети понимают значение слова «дружба», что худой мир лучше хорошей войны, что терпимость, взаимопомощь, целеустремленность – 
важные человеческие качества.

Литература 20 века является достойным продолжением и благодатной почвой для воспитания духовности в детях. Приведу несколько 
примеров из опыта работы. Очень интересно проходят уроки по повести А.М. Горького «Детство».

Они способствуют воспитанию человечности, отзывчивости, чуткости, нетерпимого отношения к жестокости. Начинаем работу с составления схемы ассоциаций со словом «детство». Вспоминаем и называем произведения, в названиях которых есть слова «дети, детский, детство». Сравниваем высказывания писателей о детстве. Когда узнаем о жизни Горького, начнем читать повесть, сравним эти 
высказывания с впечатлениями от его детства.

Перед началом работы над образом бабушки читаю детям собственное стихотворение:

Нам все кажется: бабушки вечны, 

Будто рядом будут всегда, 

Но, увы, наша жизнь быстротечна,

А за солнцем идут холода.

И уже не посмотрят в окошко,

Не помашут рукою вослед,

Не сготовят нам в печке картошку

И ватрушек душистых в обед,

Не дотронутся теплой рукою,

Не смахнут нам слезинки у глаз,

Не расскажут про жизнь, про былое,

Как в войну поднимались не раз.

Нам не кажется – бабушки вечны!

И, как ангелы, рядом всегда,

Пока в памяти человечьей

Понесем мы их сквозь года…

В классе повисает гробовая тишина. Дети открывают для себя учителя со стороны еще незнакомой. Это новое открытие и воздействие слова не способны оставить их равнодушными. Весь последующий урок идет активная работа с текстом, характеристика образов бабушки, Цыганка, Хорошего Дела, даже дедушка находит оправдание в своих поступках. Добро, милосердие, сострадание заполняют весь класс и разливаются в детских душах. На следующий день случайно узнаю, что кто-то из ребят вечером сходил к своим бабушкам, кто-то позвонил и сказал, что любит. Итак, зерно духовности попало на благодатную почву и уже дало свои ростки.

Еще одним замечательным произведением Горького, направленным на воспитание в детях бескорыстия, готовности служить людям, нести добро, является «Легенда о Данко». С технологической  картой урока можно познакомиться в приложении. (Приложение №2).

– Что такое счастье? С этого вопроса можно начать изучение творчества И.А. Бунина. Откуда оно берется и куда исчезает? Почему сегодня хочется петь и смеяться, а завтра глаза застилают слезы? Почему для одних это новая покупка, а для других – близость родных? 
Приходим к общему выводу: счастье – это состояние души. Это умение радоваться каждому дню, видеть красоту в окружающей нас обыденности, слышать музыку в окружающих звуках. Именно таким человеком можно считать И.А. Бунина – счастливым, умеющим остро чувствовать, слышать и видеть окружающий мир. Исследовательская работа с текстом стихотворений, нахождение изобразительно-выразительных средств позволят увидеть прекрасное в природе средней полосы России.

Прекрасным рассказом, способствующим в воспитании уважительного отношения к людям, способности к самопожертвованию, готовности прийти на помощь в беде, чуткости и отзывчивости, является рассказ И.А. Бунина

 «Лапти». О чем бы вы хотели поговорить сегодня на уроке, рассматривая рассказ «Лапти»? Этот простой вопрос в начале урока поможет 
построить проблемно-аналитическую фронтальную беседу. В итоге можно предложить составить даймонд или синквейн. Например:

              Жизнь                                                                            Человек

       Вечная, мудрая                                                            Обыкновенный, простой

Радует, течет, изменяется                                             Живет, думает, делает

  Как быстро все проходит                                       Спасая других, жертвует собой

Отнимает, убивает, пугает                                                            Герой

      Холодная, мрачная

             Смерть

Процесс духовно-нравственного воспитания будет более успешным, когда мы говорим с детьми о таких же, как они, детях. 
Знакомясь с такими героями произведений,  школьники проводят параллель между собой и персонажем произведения, оценивают 
себя и свои поступки, начинают ценить свою жизнь.

Одним из таких произведений, надолго западающим в душу, становится рассказ Л. Андреева «Петька на даче», воспитывающий чувство сострадания к людям. (Технологическая карта урока, Приложение №3).

Закончить изучение литературы как 19, так и 20 века в любом из классов можно сочинением на тему: «Нужны ли в нашей жизни сочувствие и сострадание ?» Это позволит увидеть, насколько нашли отклик в душах детей изученные произведения, появились ли зачатки духовности и желание жить согласно нравственным законам, над чем следует еще поработать, что скорректировать.

Зарубежная литература не уступает русской в воспитательном процессе. Мы различаемся географическим положением, языком,
уровнем жизни, историей, но духовно-нравственные ценности не имеют границ. «Золотое правило» нравственности во главе угла в любой точке земного шара. Например, сказка «Маленький принц» А. Экзюпери, на мой взгляд, является энциклопедией уроков
нравственности.

Приведу пример приемов работы над одним из произведений зарубежной литературы. Интересна в плане воспитания новелла О. Генри 
«Дары волхвов». На этапе мотивации, постановки цели и задач к уроку провожу речевое упражнение «Бином фантазии»:

1. Составляем «Ёлочку ассоциаций». Задание: запишите слово «подарок» и в течение 20 секунд напишите к нему 3 слова – ассоциации в столбик. Подчеркните последнее слово и подберите 3 слова ассоциации к нему. Повторите прием 3-4 раза. Получится 
своеобразная лесенка из слов.

Пример:

Подарок

                  Игрушка

                  Сладость

                  Ожидание              

                                           Неожиданность

                                           Радость

                                           Удовольствие  

                                                                         Заботы

                                                                         Хлопоты

                                                                         Любовь

2. Подбор к выделенным словам эпитетов, сравнений.

3. Составление связного высказывания с подчеркнутыми словами и подобранными художественными средствами.

4. Фронтальная установочная беседа:

– Ребята, любите ли вы получать подарки? А дарить? На какие праздники обычно делают подарки? Есть ли среди этих праздников особенный, когда подарок приобретает особенную, чуть ли не магическую силу?

– Сегодня мы изучаем рассказ О. Генри «Дары волхвов», в котором застаем героев за приготовлениями к Рождеству. Как вы думаете, 
о чем пойдет речь в этом рассказе? Почему он называется не «Подарки волхвов», а «Дары волхвов»?

– Кто такие «волхвы»? Что вы знаете о них? В каком произведении мы уже встречались с героем-волхвом? Что же могут принести в дар волхвы? Когда прочитаем рассказ, проверим, насколько мы прозорливы.

Далее следует работа с текстом. 

Рекомендации по выбору произведений современной литературы

Новый стандарт требует обращения на уроках литературы к современной прозе, но в нем названы только фамилии авторов – учителю довольно сложно ориентироваться в выборе произведений. Однако его задача – познакомить своих учеников с лучшими произведениями современных авторов, награжденных литературными премиями, как отечественной, 
так   и зарубежной литературы. Прочитав ряд произведений, могу посоветовать познакомить учащихся со следующими произведениями, 
интересными в плане духовно-нравственного воспитания:

1. А.Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее» (6 класс). Герои этого романа – современные школьники, сверстники наших учеников. Девочка переносится из 2018 года в 1980, а мальчик -  наоборот. Книга расскажет о том, как чувствуют себя дети, оказавшись вне своего времени, где интереснее играть: на компьютере или во дворе. Что важнее: свобода и раскованность в чате или умение разговаривать, глядя в глаза современнику? Правда ли, что «время тогда было другое»? От чего зависит наша жизнь? Какие жизненные 
ценности остаются важными, нужными во все времена?

2. М. Сухачев «Дети блокады», «Там за чертой блокады» (5-7 класс).

3. Э. Фонякова «Хлеб той зимы» (5-7 класс).

4. Э. Веркин «Облачный полк» (8 класс). Произведения этих трех авторов рассказывают о жизни детей во время Великой Отечественной войны, о том, какие качества души позволили выжить в это страшное для страны время, о том, что в любой ситуации нужно 
оставаться человеком.

5. Б. Клепов «Четверо из России» (5-8 класс). В книге рассказывается о том, как три мальчика и девочка во время войны были увезены 
фашистами в Германию, как они смогли 
бежать, какие испытания перенесли, как помогали друг другу, добираясь до России.

Произведения современной зарубежной прозы, к которым можно обратиться на уроках:

1. Д. Пеннак «Собака Пес» (5 класс). Автор этого произведения сам учитель литературы во Франции. Его книги переведены на 26 языков, удостоены многочисленных литературных премий в разных странах мира. Повесть «Собака Пес» учит юных читателей ответственности за тех, кого приручаем. «Если вы решили связать свою жизнь с собакой, это именно на всю жизнь. Собаку не бросают. Никогда. 
Зарубите себе это на сердце, прежде чем завести пса».

2. Д. Пеннак «Глаз волка». (5 класс). Одноглазый полярный волк заперт в клетке парижского зоопарка. Люди принесли ему столько зла, что 
он поклялся не думать о них. Но мальчик по имени Африка, умеющий слушать и рассказывать истории, заставил волка взглянуть на мир другими глазами.

3. Ульф Старк «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»(5 класс). Небольшой трогательный рассказ, который можно прочитать на уроке, учащий детей уважению к старшему поколению, дедушкам и бабушкам. 

4. У. Старк «Чудаки и зануды». (6 класс). Произведение о дружбе и ненависти, любви и горе, беспомощности взрослых и мудрости детей и стариков, о том, как непросто взрослеть, как трудно обрести себя. 

5. У. Старк «Пусть танцуют белые медведи» (6 класс). Подросток Лоли хулиган, не блещет в учебе, ходит в потертых джинсах, слушает Элвиса 
Пресли. Однажды он вынужден сделать выбор между хулиганом и примерным мальчиком. Пытается примирить в себе два противоречивых мира.

6. Аника Тор. Тетралогия «Остров в море», «Пруд белых лилий», «Глубина моря», «Открытое море». Аника Тор родилась в семье евреев в Швеции. Сейчас живет в Стокгольме. В 1996 году дебютировала выше названным романом. В России роман увидел свет в 2006 году и сразу же стал победителем Всероссийского конкурса «Детское читательское жюри». Шведская писательница простым языком, тонко и проникновенно рассказывает о девочках-сестрах из семьи австрийских евреев, которые за свою короткую жизнь повидали много горя и ужаса, стали беженками во время Великой Отечественной войны, жили в  разных приемных семьяхв Швеции. Как страшно двенадцатилетним девочкам оказаться в чужой стране, разлучиться с родителями и друг другом. Книга охватывает весь период войны, от начала до победы. Конечно, урока не хватит для знакомства с этим произведением, но это необходимо сделать во внеурочной деятельности, если вы хотите воспитать в своих учениках чувства терпимости, любви к Родине, сострадания, гуманное, толерантное отношение к другим людям, открыть для них понятие «дом». « Дом – это значит быть с людьми, которых знаешь всю свою жизнь, разговаривать на своем языке и не бояться, что тебя не поймут. Дом – это место, где ты можешь быть самой собой».

Я привела лишь некоторые приемы работы с литературным произведением, направленные на духовно-нравственное воспитание учащихся. Безусловно, каждое произведение, входящее в школьную программу, несет в себе множество уроков жизни, которые творческий учитель сможет правильно преподнести ребенку. Хотелось бы также отметить, без чего не обходится изучение литературы: 
выразительное чтение, чтение по ролям, пересказ, составление разных видов планов, устное словесное рисование, рисование иллюстраций к тексту, аудио и видеозаписи, письменные творческие работы, чтение наизусть. Главным методом работы с текстом, направленным 
как нельзя лучше на духовно-нравственное воспитание является беседа. Если текст небольшой, то лучше знакомиться с ним в классе, пользуясь смысловым чтением. Домашние задания по литературе, позволю себе согласиться с системой Ильина, должны быть минимальны, только такие, которые ведут к открытию, позволят начать новый урок, а не повторять предыдущий. Только интересные 
детям формы, методы и приемы работы с текстом позволят привить любовь к чтению и литературе как предмету, а значит, позволят сделать процесс духовно-нравственного воспитания наиболее эффективным. 

Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая ведётся на уроках литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

Введение

Из опыта работы. Внеурочная деятельность

Заключение