Страница обновлена 10.10.2018

МОУ Любимская СОШ

Страница обновлена 10.10.2018
МОУ Любимская СОШ

  

Воспитание духовно-нравственных качеств 

личности на уроках литературы и во внеурочной деятельности

Введение 

В наше время хорошую литературу, общение с доброй, мудрой книгой можно назвать «духовным лекарством» для всех, кто заботится о своем нравственном здоровье и о здоровье будущих поколений. На учителя-словесника возложена самая высокая миссия  в деле  обучения и воспитания молодого поколения, так как  именно литература прививает интерес к родному слову -  основе духовной жизни народа, приобщает к общечеловеческим нормам нравственности, развивает умение ориентироваться в жизни, видеть мир во всем его многообразии, способствует осмыслению христианских ценностей и передаче традиций  из поколения в поколение.

Тема духовно-нравственного воспитания учащихся актуальна во все времена. Именно учитель через свой предмет, через художественное слово может очень тонко, ненавязчиво воздействовать на сознание, чувства и поступки детей.

В рамках ФГОС среди основных требований к результатам освоения образования личностным результатам отводится особое место: стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, «человека, любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции, осознающего и принимающего традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества».

В Примерной программе общего образования литература охарактеризована как «базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и 
нравственные ориентиры молодого поколения».

В современном мире духовно-нравственное воспитание выходит на первый план в развитии личности из-за ряда проблем:

1. В постсоветском образовании актуален был вопрос: воспитание или образование должно стоять на первом месте. Школа значительный период времени на первый план выдвигала обучение. Педагогическая общественность рассуждала: кто должен воспитывать ребенка, родители или учителя. Проценты и статистика стали мерилом эффективности деятельности педагога. И только с приходом ФГОС 
воспитание встало во главу угла. Ребенок стал рассматриваться как личность, как ценность.

2. В  мире на первый план вышли материальные ценности, наблюдается смена основных жизненных ориентиров. Зачастую успешность понимают как 
материальное благополучие.

3. Разрушается традиционный уклад жизни, все меньше становится носителей традиционной культуры.

4. В мире происходит разрушение и кризис семьи (много разводов, гостевые браки, неполные семьи, однополые браки) и как следствие: родители не 
передают детям морально-нравственные устои семейной жизни. По статистике, родители на сегодняшний день на живое общение со своим ребенком (говорят по душам) тратят 7 минут в сутки.

5. На сегодняшний день ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

6. Исследования показывают, что наблюдается опережение умственного развития над нравственным. Однако не следует забывать слова Л.Н. Толстого «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Русская литература – литература, устремленная к вечной гармонии личности, мира и Бога. Основные духовно-нравственные качества человека находятся вне времени и пространства. Их одинаково превозносят как русские, так и зарубежные писатели. Литературные произведения – это духовный опыт поколений, главная задача учителя-словесника – передать этот опыт детям в виде нравственных заветов.

Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы « открыть сердце ребенка» для самых лучших побуждений, способствовать тому, чтобы проявились в душе юного создания милосердие, бескорыстие, честность, совестливость, любовь к Родине, родителям, природе, уважение, верность долгу и своим убеждениям. Необходимо добиться того, чтобы все вышеперечисленные качества, зародившись в душе, проявлялись в поступках и поведении личности. (Духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему миру.
Нравственность – это твердая и постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести).

 Методологическая основа опыта

В  психолого-педагогической литературе немало говорится о важности духовно-нравственного воспитания. Еще Аристотель считал:  Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». Я.А. Каменский не разделял обучения и воспитания. Ж.Ж. Руссо на первое место ставил именно воспитание. И.Г. Песталлоци считал, что процесс познания начинается с чувственных восприятий.

К.Д. Ушинский говорил: «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя, чтобы он умел воспитывать своим предметом».

В своей работе я опираюсь на систему Е.Н. Ильина, который убежден: «В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания». По мнению педагога, литература должна рассматриваться учителем только как искусство, а не учебная дисциплина: «…ребята внимательны и активны только тогда, когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов… – словом, языком искусства». В своей работе Ильин руководствовался принципом 3 О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Главным методом на уроке литературы должно стать общение. Первые минуты урока – доверительный разговор, до той поры, пока без книги нельзя. Урок литературы должен, безусловно, стать «человековедением», «человековидением» и 
«человековедением».

Цель работы: Показать роль литературы в воспитании духовно-нравственных качеств личности ребенка на ступени основного общего образования.

Задачи:

1. Показать актуальность опыта.

2. Выявить  приемы, используемые на уроках литературы, и формы внеурочной деятельности, способствующие  воспитанию духовно-нравственных 
качеств личности.

3. Проанализировать потенциал произведений русской и зарубежной литературы, авторы которых рекомендованы в ПООП ООО, с точки зрения духовно-нравственной направленности.

4. Проанализировать результаты урочной и внеурочной деятельности, способствующей духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Из опыта работы. Урочная деятельность

Из опыта работы. Внеурочная деятельность

Заключение