Страница обновлена 26.07.2017

МОУ Любимская СОШ

Страница обновлена 26.07.2017
МОУ Любимская СОШ

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы 

 «Если вы мне расскажете, я это быстро забуду,

если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду,

а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню»

Жан Жак Руссо

 

Федеральный государственный образовательный Стандарт (ФГОС) второго поколения требует существенные изменения в общем образовании России, а также затрагивает и специальную (коррекционную) школу, которая также должна измениться, чтобы удовлетворить как требования общества, так и потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По новым стандартам у учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД): личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Одной из наиболее важных характеристик работы учителя становится умение самостоятельно выстраивать учебный процесс в обновленной образовательной среде, реализовывать системно – деятельный подход к преподаванию. При таком подходе главным становится развитие умений школьников самостоятельно приобретать и применять знания в соответствии с личностными целями и потребностями. Таким образом, основная задача школы, в том числе и уроков литературы – формирование умения учиться. Процесс обучения планируется, организуется и координируется учителем как совместная деятельность с учащимися в соответствии с содержанием образования (программой), личным опытом, познавательными интересами и потребностями детей.

В своей работе я остановлюсь на формировании познавательных универсальных учебных действий учащихся. В сфере развития познавательных УУД одно из приоритетных направлений – развитие стратегий смыслового чтения и работа с информацией, с текстом. Умение работать с текстом предполагает:

- ориентироваться в содержании текста;

- находить в тексте требуемую информацию;

- систематизировать, сопоставлять, анализировать и интерпретировать информацию;

- выделять главную и избыточную информацию;

- выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей;

- предоставлять информацию в сжатой словесной форме и в наглядно – символической форме;

- откликаться на содержание и форму текста;

- критически относиться к информации и т.д.

Все это очень актуально, поскольку учащиеся ОВЗ (СКК), увы, испытывают большие сложности при работе с текстом, при выборе источников информации, не умеют из определенного объема информации выбирать важное, приоритетное.

Педагогическая проблема заключается в том, что существующие традиционные формы и методы преподавания не направлены на формирование учебных действий, развивающих умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.

Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.

Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя. 

Если на уроке преобладает словесная педагогика, то она направляется как действие учителя, а не как деятельность ученика. Учитель как субъект этой деятельности есть, а объект, то есть ученика, нет. Он, присутствуя, отсутствует.

У учащихся с ОВЗ при увлечении учителя словесными методами срабатывает охранительная система, включается запредельное торможение.

Психологи утверждают, что от услышанного учащимися в течении урока в памяти остается меньше 10% содержания, от воспринятого через чтение – 30%, при наблюдении предмета (то есть при опоре на наглядность) в памяти остается приблизительно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти детей 70 % информации.

Урок тогда будет эффективен, когда на нем будет учительско-ученическая деятельнось. Ученик должен захотеть усваивать учебный материал. Нужно втянуть его в процесс учебы, чтобы он не мог не работать. Это и есть профессионализм в организации ученической деятельности, основанной на самостоятельной деятельности учащихся под незаметным руководством учителя.

Пути такой работы:

Ø    Формирование интереса только через деятельность самих учащихся;

Ø    Отказ от лишней словесной педагогики;

Ø    Мотивация деятельности является решающим условием в успехе хорошего урока, и это задача учителя;

Ø    Перевод внешних мотивов во внутренние, появление у детей желание учиться.

Уровень собственной познавательной активности учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ.

Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. 

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Поэтому в поиске инструментария я остановилась на современной образовательной технологии развитие критического мышления через чтение и письмо, которая, на мой взгляд,  отвечает требованиям ФГОС и способствует формированию УУД. (гипотеза)

 

ЦЕЛЬ: ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
В 5-6 КЛАССА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП.
 
Задачи:
  • Описать сущность технологии РКМЧП.
  • Определить и апробировать приемы РКМЧП на уроках литературы в 5-6 классе с обучающимися с ОВЗ.
  • Проанализировать влияние использования РКМЧП на метапредметные результаты (смысловое чтение и умение работать с информацией).
 

Глава I. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы

Глава II. Использование приемов РКМЧП на уроках литературы с детьми с ОВЗ

Глава III. Результаты

Презентация выступления