Страница обновлена 26.07.2017

МОУ Любимская СОШ

Страница обновлена 26.07.2017
МОУ Любимская СОШ

Глава II. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы

2.1. Характеристика приемов технологии

1) ИНСЕРТ, или условные значки.

Цель – оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.

 Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:

“v” -я это знал,

“+” – это для меня новое,

“-” – это противоречит моим знаниям,

“?” – об этом хочу узнать больше.

- (минус)

? (вопрос)

+ (плюс)

v (галочка)

Я думал(а) иначе, это противоречит моим представлениям

Непонятно или захотелось узнать подробнее

Новое для меня

Мне это известно

 

 

 

 

В каждую из колонок необходимо разнести в чтения задания, текста

следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.

Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.

Использую при работе со статьями в учебнике.

 2) таблица ЗХУ (Знаю – Хочу узнать – Узнал).

Её цель – развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме.

Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.

 3) сюжетная таблица.

Суть работы с этой таблицей – читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста:

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

 

 

 

 

 

Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

Пример: 5 кл. П.П.Бажов «Каменный цветок». По ходу чтения заполняем таблицу

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Мастер Прокопьич 

Учил парнишек на выучку малахитовому делу

 

В мастерской 

Барин велел приказчику 

Данилко Недокормыш

(сиротка круглый, годов 12)

Пас коров, играл на рожке песенки

вечером

На выгоне около Ельничной (волчье место)

Просили девки-бабы

Бабушка Вихориха (заместо лекаря)

Поставила на ноги

 

 

Знала силу о травах

 

4) таблица “Толстые и тонкие вопросы” .

Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ).

Тонкие?

Толстые?

Кто…

Что…

Когда…

Может…

Будет…

Было ли…

Согласны ли вы…

Верно…

Дайте объяснение, почему…

Почему вы думаете…

В чём разница…

Почему вы считаете…

Предложите, что будет, если…

Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их       противоположными…

Что еще можно использовать вместо данного    объекта?

 Пример, произведение «Васюткино озеро» В.П.Астафьева.

«Тонкие»

- Кто главный герой произведения?

- Что произошло с Васюткой? Что взял в тайгу с собой Васютка?

- Когда Васютка понял, что заблудился, что он делал?

«Толстые»

- Почему вы думаете никто не ругал Васютку ни мама, ни папа, а дедушка даже пообещал даже пообещал купить ружьё?

4. На уроках литературы возможно использование различных форм прогнозирования: прогнозирование темы урока или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям, прогнозирование времени написания произведения. Например, можно прогнозировать тему произведения через связь с живописью.

Из предложенных репродукций нужно выбрать ту, которая соответствует идее произведения, и объяснить свой выбор. На стадии рефлексии вновь обращаемся к этому приему. Задаем вопрос: изменил ли кто-нибудь свое мнение и почему? (анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»).

Для осмысления содержания текста использую прием чтение с остановками. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Дети рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что нет. Интересно такой прием использовать при изучении произведения В. Г. Короленко «В дурном обществе» 5 класс, при изучении стихотворения «Крестьянские дети» Некрасова (5 класс).

 «Дерево предсказаний»

   Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя  Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

При работе с сюжетными текстами использую прием «Дерево предсказаний». На стрелочках-линиях школьники записывают объяснения своим версиям. Так они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

СТВОЛ ДЕРЕВА

1. Что будет дальше?

2. Чем закончится рассказ?

3. Что может произойти в рассказе с таким названием?

Фрагмент урока литературы при знакомстве с произведением «Ночь перед Рождеством» В.Н. Гоголя

Какие мысли, образы у вас возникают при слове «Рождество»

Ответы (подарки, елка, снег, зима,..)  

-Что может произойти в рассказе с таким названием?

-Как будут развиваться события дальше?

-Чем все закончится?

На эти вопросы дети озвучивают свои предсказания, а я их записываю на листках – получается дерево с ветками, на каждой из которых – листочки-предсказания. После прочтения, вместе с классом выясняем, что из предсказаний подтвердилось, а что нет.

Применение данной технологии на практике позволяет  детям  учиться умению выражать свои мысли, сотрудничать и работать в группе, аргументировать свою точку зрения и  учитывать точки зрения других, решать проблемы, работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний.

Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы..

Прием «Ассоциации»

Урок в 6 кл. учебник Г.С. Меркин А.С. Пушкин «Деревня».

Стадия Вызов: – Вспомните, какие ассоциации возникают у вас при слове «деревня».

Ответы: дедушка, бабушка, игры, дерево, древо, отдых (лес, река), старость

- А теперь давайте прочитаем и сравним как раньше выглядела жизнь в  деревне. (Чтение стихотворения)

Стадия Вызов: Во время первого прослушивания стихотворения М.Ю.Лермонтова "Парус".

- Учащимся предлагаю перечислить возникшие ассоциации. 

Ответы учащихся:  море, солнце, парусник, корабль, буря и др.

- А теперь давайте прочитаем и сравним  правильное ли было наше представление. (Чтение стихотворения).

Ребята выделяют совпадающие представления, наиболее удачные и оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант.

·        Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:

В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.

Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.

В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.

Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.

·                 Чтение со стопами.

Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный  поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

·                 Чтение с остановками

По названию текста определяют, о чем будет текст. Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть.

·                 Мозговой штурм

Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются.

Коллективное обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы (этот этап может быть отсрочен).

·                 Перепутанные цепочки

-       Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные

-       Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки

-       Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

·                 Верные и неверные утверждения

В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения

На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

 Приём «Верите ли вы?» использую при знакомстве с биографией любого писателя. Например:

- Пушкин родился до Отечественной войны 1812 года в Санкт – Петербурге.

- Получил образование в Царскосельском Лицее.

- Служил секретарём в суде.

-Написал поэму «Бородино».

-Погиб от тяжелой раны, полученной на дуэли.

Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большим вниманием слушать лекцию.

Во время изучения басен И.А.Крылова учащимся предлагаю поиграть в игру "Верите ли вы, что…".

… басня – это короткий рассказ, в котором действуют растения, животные, вещи, а подразумеваются люди, их поступки.

… в баснях высмеиваются достоинства людей.

… мораль в басне может быть пословицей.

… первые басни возникли 2500 лет назад.

… И.А.Крылову и героям его басен поставлен памятник.

… баснописец – писатель, который сочиняет басни.

… басня может быть в прозаической и стихотворной форме.

Если учащиеся согласны с высказыванием, ставят напротив его "+", если нет – "-".

Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. 

Этот прием помогает развивать умение прогнозировать. На стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выдвигают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие утверждения были верными.

Предлагаю утверждения к творчеству М. Ю. Лермонтова «Бородино» 5 класс.

- несколько раз Лермонтов был на Кавказе (В)

- Лермонтов писал не только литературные произведения, но ещё увлекался живописью (В)

- ему принадлежит баллада «Кубок» (Н)

- в «Бородино» говорится о войне 1812 г (В)

·                 Концептуальная таблица или «Сводная таблица»

Что сравнивали?

 

Черты и свойства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Одна колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. Желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но не больше шести. Такое количество позиций легче удердать в памяти

Урок «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого

Сравнение героев

Жилин

Костылин

1. Встреча

2. Поведение в плену

3. Побег (первый)

 

 

 

 

 

 

       

 

Урок П.П. Бажов «Каменный цветок»

 

Сказ

Сказка

1. Место действия

 

 

2. Образ рассказчика

 

 

3. Время

 

 

4. Волшебная сила

 

 

Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения: выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, развитие монологической речи

               Прием «Корзина» идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики

делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие  им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

Например. Ставлю перед детьми проблему:

- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о сказке

Обмен информацией в группах.

- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.

Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать

- Какое слово может быть лишним? Почему?

Прием «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающаясмысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

При изучении биографии писателя использую тоже этот прием.

При чтении статьи. Например,  «о романе «Дубровский» учащиеся по предложению читают вслух, после ведется обсуждение по поиску ключевых слов, которые записываются на доску. Получается тезисный план, который помогает настроиться на чтение произведения.

Прием «Пометки на полях»

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием,

известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с

прочитанным заданием, текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез    с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и

требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения

задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует от учителя:

Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;

Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки

маркировочных знаков;

В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.

И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа.

Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

 

 

 

 

В каждую из колонок необходимо разнести в чтения задания, текста

следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.

Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,

состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть       тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из

нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию

темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

 Рассказ «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого

1.              Костылин

2.              слабый, трусливый

3.              боится, страдает, стонет

4.              Костылин – личность слабохарактерная

5.      пленник, трус

1.Жилин

2. выносливый, мужественный

3. не сдается, мастерит, борется

4. Жилин – настоящий русский человек

5. храбрец

                                         

Прием «Учебный мозговой штурм»

Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «учебного мозгового штурма» – развитие творческого типа мышления. Следовательно. Выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые  предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Прием. «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я

пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на

заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. 

.

    Таким образом, на любых уроках необходимо использовать приемы технологии критического мышления. На занятиях ученики воспринимают и интерпретируют информацию, изображают персонажей с помощью символов, составляют по схемам текст, проводят различные дискуссии, что способствует развитию универсальных учебных действий. Такой подход к преподаванию русского языка и литературы помогает им приблизиться к тайнам слова, выводит на путь познания и обретения себя. Обстановка психологического комфорта мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе анализа произведения, порождает стремление к творчеству, развивает мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

   В ходе работы над данной темой столкнулась с проблемой   методического инструментария, который бы   позволял чётко  проследить степень овладения познавательных УУД. Считаю, что решение  этой проблемы – следующая ступенька моего профессионального развития.