Страница обновлена 26.07.2017

МОУ Любимская СОШ

Страница обновлена 26.07.2017
МОУ Любимская СОШ

Глава I. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

1.1. Возникновение и распространение технологии

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическое образование”. С 1996г. технология распространяется совместно институтом “Открытое общество”, Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.

Создатели технологии модифицировали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н.Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии. Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

1.2. Особенность технологии

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:

·                 умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

·                 пользоваться различными способами интегрирования информации;

·                 задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

·                 решать проблемы;

·                 вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

·                 выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

·                 аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

·                 способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

·                 брать на себя ответственность;

·                 участвовать в совместном принятии решения;

·                 выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

·                 умение сотрудничать и работать в группе и др.

Отличительные черты технологии РКМЧП:

·                 надпредметный характер;

·                 технологичность;

·                 усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;

·                 сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;

·                 применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.

Чем еще привлекает меня данная технология? Детей нелегко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка. Технология РКМЧП  с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

1)        формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);

2)        развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);

3)        формирование культуры чтения и письма;

4)        формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;

5)        стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;

6)        запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

 

1.3. Базовая модель технологии

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

·                 актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

·                 вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

·                 сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

·                 побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель. (Зона ближайшего развития)

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

·                 получить новую информацию, осмыслить ее;

·                 соотнести с уже имеющимися знаниями;

·                 искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом – чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.

Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

·                 целостное осмысление, обобщение полученной информации;

·                 присвоение нового знания, новой информации учеником;

·                 формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.

В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.