Страница обновлена 13.10.2019

МОУ Любимская СОШ

Страница обновлена 13.10.2019
МОУ Любимская СОШ

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями.Формирование УУД осуществлялось на начальной ступени образования, мы должны продолжаь развивать, полученные умения у обучающихся.

Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Почему именно регулятивные УУД?

Для развития регулятивных универсальных учебных действий в курсе технологии создаются благоприятные условия за счет того, что выполнение заданий требует от детей планирования предстоящей практической работы, соотнесения своих действий с поставленной целью, установления причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозирования действий, необходимых для получения планируемых результатов. Материализация результатов деятельности в конкретном изделии позволяет учащимся наиболее продуктивно осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы. Задания, предписывающие ученикам следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов (учебнике, дидактическом материале и пр.), руководствоваться правилами при выполнении работы, также позволяют формировать у них необходимые регулятивные действия. Значительное внимание уделяется также приучению детей к самостоятельной организации своего рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, поддержанию порядка на рабочем месте.

И ещё, формирование регулятивных учебных действий на уроках технологии как нельзя лучше обеспечивает организация проектной деятельности учащихся. Оно осуществляется практически на всех этапах: выбор и обоснование темы (идеи) проекта, определение (прогнозирование) результата, планирование и выполнение проекта, оценка полученного продукта (результата)на разных этапах работы над проектом.

В методической и учебной литературе по технологии немного упражнений, позволяющих развивать отдельные регулятивные УУД. В сети интернет много ресурсов с опытом коллег по развитию метапредметных УУД на уроках технологии, но, преимущественно, это опыт учителей начальной школы.

Цель: представить опыт работы по развитию регулятивных универсальных учебных действий средствами уроков технологии.

Задачи:

1. Изучить приемы и методы, направленные на развитие регулятивных УУД.

2. Разработать дидактический материал, направленный на развитие регулятивных УУД на уроках технологии.

3. Проанализировать результаты работы по данному направлению.

Функция регулятивных УУД – организация учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Все функции я объединил в три основные:

- целеполагание,

- планирование,

- оценивание.

Целеполагание

Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. Учащиеся должны цель урока осознать и принять, то есть видеть актуальность  цели для конкретной личности. Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний. 

Доцент, кандидат педагогических наук З.А.Кокарева выделили основные приемы организации принятия цели:

– опора на личный жизненный опыт обучающихся;

– использование занимательного игрового материала;

– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

– моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;

– постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

Приемам целеполагания:

  • Мозговой штурм
  • Тема-вопрос
  • Работа над понятием
  • Исключение
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация
  • Группировка.
  • Подводящий диалог
  • Собери слово
  • Исключение
  • Проблема предыдущего урока.

Примеры:

  1. Мозговой штурм

Учащимся предлагается вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по озвученной теме урока. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят, задается вопрос«Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов предлагается учащимся сформулировать тему и цели урока.

2. Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Возможен прием «мозговой штурм».

Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Что такое чертеж детали?" возможен следующий  план действий, составленный совмество с обучающимися:

  1. Повторить знания о понятии «чертеж».
  2. Определить, какие виды чертежей вам знакомы.
  3. Узнать, какие единицы измерения существуют.
  4. Решить конкретные задачи по подсчету масштаба на чертежах.

3. Работа над понятием
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока, и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в учебнике (или в Интернете).

Например, темы уроков "Машинная обработка древесины", "Виды чертежа". От значения слова (слов) определяется цель урока.

Упражнения

Планирование

Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план». План – это порядок, последовательность действий (алгоритм, инструкция).

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:

  • обсуждение готового плана решения учебной задачи;
  • работа с деформированным планом решения учебной задачи;
  • использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
  • составление своего плана решения учебной задачи.

 

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

 

Примеры:

Задание «Подготовка токарного станка по обработке древесины к работе».

Цель: формировать умение планировать свою деятельность; контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; развивать самостоятельность и ответственность за личные действия.

Форма: индивидуальная.

Описание задания: учащимся предлагается подготовить токарный станок по обработке древесины к работе.

  1. Установить заготовку в центрах или на планшайбе.
  2. Установить подручник по центру заготовки.
  3. Проверить надежность установки заготовки, установки подручника.

 

Задание «Составление плана по изготовлению изделия»

Цель: формирование умения планировать свою деятельность, опираясь на изученный материал.

Задача: ознакомиться с техникой и порядком обработки изделия из древесины при помощи различных инструментов и оборудования.

Формат выполнения: индивидуальный/в парах. Оснащение: карточки, учебник «Технология».

Упражнения

Оценивание

Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.

Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия.

Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.

Приемы по формированию умения оценивания:

  • сравнение с эталоном,
  • оценивание изделия по предложенным критериям,
  • разработка собственных критериев,
  • взаимооценивание,
  • самооценивание,
  • контроль за правильностью и полнотой выполнения операций.

 

Примеры:

Задание. Оцените изделие по заданным критериям. Укажите, что можно улучшить в данном изделии.

Изделие:

Критерии:

  •  Малый расход материалов (Экономичность).
  •  Простота конструкции.
  •  Простота технологии изготовления.
  •  Эстетичность (красивый внешний вид).
  •  Безопасные приемы работы.

Максимальное количество баллов – 5.

Эскиз изделия:

Важно, по итогам оценивания провести обсуждение, почему обучающиеся поставили те или иные баллы, чтобы они посоветовали улучшить автору изделия и т.п.

Упражнения

Анализ работы по данному направлению показывает положительную динамику достижения таких результатов как:

  1. Определение цели работы по предложенным инструкциям и материалам. (целеполагание)
  2. Умение составлять технологические карты изготовления изделия. (планирование)
  3. Оценивание правильности выполнения последовательности действий. (подготовка оборудования, подготовка рабочего места)

На начало учебного года.

Класс

Низкий уровень, %

Средний уровень, %

Высокий уровень, %

5

0%

80%

20%

6

0%

65%

35%

На конец учебного года.

5

0%

65%

35%

6

0%

40%

60%

 

Одним из результатов своей работы считаю успешное участие моих учеников во Всероссийской олимпиаде школьников. В 2018-2019 учебном году один из нихстал призером регионального этапа.

В дальнейшем, работая над развитием регулятивных УУД, я планирую систематизировать дидактический материал по темам, по классам, по уровням сложности. Также осуществлять поиск приёмов и разработку заданий для определения идей и формулирования тем проектов обучающихся, что является наиболее сложным в проектой деятельности. Буду работать над определением и описанием показателей эффективности работы над данной темой.

Чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свои действия по ее достижению, предвидеть различные варианты развития ситуации.

 

Презентация к выступлению

Литература:

  1. Проектная деятельность в основной и старшей школе / Под ред. А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2008. — 192 с.
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / Под ред. А. Г. Асмолова, О. А. Карабановой. — М.: Просвещение, 2010. — 160 с.     
  3. Воровщиков С.Г. Универсальные учебные действия как метапредметный компонент содержания основного общего образования // Справочник заместителя директора школы №5. -С. 67-76.
  4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  5. Примерные программы по учебным предметам. Технология. Просвещение.
  6. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – Вентана- Граф, 2013. – 192 с. ; ил.
  7. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – Вентана- Граф, 2014. – 192 с. ; ил.
  8. Технология. Индустриальные технологии: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – Вентана- Граф, 2015. – 176 с. ; ил.
  9. Формирование и оценка регулятивных УУД в основной школе: опыт образовательных учреждений Пермского края: сб. научно-методических, дидактических материалов / под общ. ред. Т.В. Коротаевой; ГАУ ДПО ИРО ПК. – Пермь, 2016. – 90 с.