Страница обновлена 10.02.2022

МОУ Любимская СОШ

Страница обновлена 10.02.2022
МОУ Любимская СОШ

Из опыта работы со Школьной цифровой платформой «Сберкласс» на уроках физики

Все главное и интересное в жизни человека начинается в школе. Но сегодня мотивация к учебе – одна из самых главных проблем современной школы. Для этого необходимо поставить на первое место интересы и ценности самого школьника. И, что не менее важное, дать ему развиваться в удобном индивидуальном темпе.

Каждый ребенок приходит в школу со своими особенностями, потребностями, интересами и мотивами. Учить всех одинаково – значит упустить возможность развития каждого ребенка. Само образование для будущего должно быть гибким и ориентировано на личностные особенности, т.е. персонализировано.

Персонализация – ответ системы образования на вызовы времени и потребности. Планировать индивидуальные маршруты для достижения учебной цели каждого учащегося огромная нагрузка на учителя. Поэтому основная идея персонифицированной модели обучения (ПМО) состоит в активном вовлечении ребенка в управление своим образованием, к формированию самообучающегося сообщества.

Инструментом реализации персонализированного подхода является Школьная цифровая платформа «Сберкласс» (ШЦП). Это удобное и эффективное средство планирования и организации учебного процесса. Платформа не заменяет учителя: его роль наставника, тьютора и навигатора в образовательном процессе является ключевой. Учебный контент содержащийся на платформе соответствует требованиям ФГОС. Это форма смешанного, а не только цифрового обучения, поскольку оно предусматривает групповые занятия, публичные презентации, обучение нацелено на развитие командного духа и взаимной поддержки.

Второй год использую ШЦП на уроках физики. Как же осуществляется учебный процесс на моих уроках?

Первоначальным этапом является регистрация класса на платформе, присвоение каждому ученику логина и пароля от его личного кабинета. Класс оснащен пятнадцатью компьютерами, компьютером для учителя и интерактивной панелью с выходом в Интернет. Это оборудование поступило в школу по программе «Цифровая образовательная среда». Также на платформу можно выйти и с сотового телефона.

Весь учебный материал на ШЦП представлен в виде модулей. В каждом учебном модуле созданы разноуровневые цели и реализована возможность выбора учащимися заданий для их достижения. Каждая глобальная цель разбита на подцели. Для достижения каждой цели ученику предложено несколько заданий. Большое внимание уделено заданиям исследовательского характера. Физика – наука экспериментальная и знания получать интересней ребятам через эксперимент. Школьная лаборатория ограничена. Лабораторное оборудование, рассчитанное на группу из нескольких человек, позволяет выполнить небольшое число исследований. Виртуальные лаборатории расширяют возможности проведения физического эксперимента. Например, при изучении в 7 классе темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов» появилась отличная демонстрация «Зависимость давления газа от его объема и температуры».

При изучении темы «Выталкивающая сила. Сила Архимеда» у учащихся появляется возможность поэкспериментировать не только с водой, но и большим числом жидкостей разной плотности и телами из разных веществ и разной формы. Провести сравнительный анализ и сделать вывод и зрительно запомнить.

 А это значит, что ученик может экспериментировать индивидуально не только в школе на уроке, но и дома, при этом абсолютно безопасно.

Планируя новый модуль, необходимо изучить базовую идею, проблемный вопрос и учебную цель; посмотреть какие задания предлагает Платформа, решить какие задания включить из УМК и создать план совместной работы класса.

Прежде чем приступить к работе на ШЦП, необходимо с ребятами провести вводное занятие, на котором совместно разработать свод правил, называемый Кодексом взаимодействия. Кодекс взаимодействия – это документ, который отражает нормы взаимодействия и поведения учащихся. Разрабатывается и устанавливается совместно с учащимися, и дополняется при необходимости. Пример:

Итак, рассмотрим этапы работы класса с модулем. Первый этап называется мотивационный. На этом этапе ученик находит предмет личного интереса. Этот этап рассчитан на 10-15 мин.  На этом этапе ребята знакомятся с базовой идеей и пытаются ответить на проблемный вопрос. Мотивационное задание представляет вопрос из повседневной жизни, а, чтобы на него ответить, необходимо изучить физическое явление или закон. После выполнения мотивационного задания можно обсудить его, выслушать примеры ответов. Ответы могут быть неоднозначными, они могут быть неверными или вообще вызвать затруднения у обучающихся. Чаще всего ребята пытаются дать ответ, используя знания, полученные на других предметах или из собственного опыта. Например, рассмотрим мотивационное задание, которое ребятам предлагается выполнить на первом уроке при изучении темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

При выполнении этого задания у ребят возникают трудности. Изучив массу тел и силы, ученики склоняются к тому, что «правило танкиста» не справедливо. В любом случае у ребят возникает желание разобраться с сложившейся проблемой, и они начинают искать пути ее решения. И вот здесь начинает развиваться интерес к предмету, и они все чаще убеждаются, что физика наука о природе и о окружающих явлениях. И плавно переходят на следующий этап.

Это этап планирования индивидуальной траектории. На этом этапе учащиеся знакомятся с разными целями и задачами, через которые они будут достигать поставленной целей. Именно на этом этапе отчетливо видна персонализация. Ребята самостоятельно выбирают задания для выполнения. Например, при изучении темы «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело» в 7 классе ученик может посмотреть видеоролик или прочитать параграф в учебнике и выполнить проверочное задание, провести эксперимент или прочитать статью, в любом случае все придут к тому, что у всех будет изучена тема. Каждый познакомится с определением выталкивающей силы, с формулой для ее расчета и узнает направление этой силы. Учитель может порекомендовать задание или назначить учащегося на конкретное задание, т.е. задание сделать обязательным, если посчитает нужным, учитывая значимость этого задания или особенности того или иного учащегося. Итак, на первом уроке по изучению новой темы на ШЦП учащийся знакомится с базовой идеей модуля, выстраивает индивидуальную траекторию для ее достижения.

Самый долгосрочный этап – это этап достижения цели. К нему учащийся приступает на втором уроке по изучению темы или может приступить при желании дома. Задания выстроены так, что после их выполнения у ребят формируются предметные результаты и мягкие навыки. Задания рассчитаны на индивидуальное выполнение, работу в парах и в малых группах. При выполнении заданий ребята пользуются всеми необходимыми ресурсами: это и учебник, и помощь товарища, и помощь учителя при необходимости. При этом каждый двигается в своем темпе. Это продвижение отлично видно. В личном кабинете учителя видно, какие задания выбрал ученик, с каким он справился успешно, какое задание вызвало затруднение и, возможно, для выполнения этого задания, необходима помощь учителя или одноклассника. Учитель контролирует процесс каждого. Мне видны успехи  и неудачи ребят, а это значит, я могу оказать своевременную помощь каждому. После выполнения задания некоторые проверяются автоматически, и это для ребят очень важно, система их оценила. Часть заданий проверяется учителем. Если ученик выполнил задание неправильно, то ему дается еще одна попытка. У ребят не возникает страха перед неудачей. Своевременная обратная связь – это один из ключевых моментов успешного продвижение в модуле, а значит и в теме.

Базовым уровнем является уровень 3.0. А это значит, при его выполнении учащийся получает высокую отметку. Рассмотрим на примере 7 класс, тема «Давление твердых тел жидкостей и газов».

Выполняя задания уровня 2.0, учащийся получает базовые знания по теме. Знакомится с основными понятиями и формулами, единицами измерения физических величин. При выполнении заданий уровня 3.0 учащийся применяет полученные знания и может применить полученные знания для объяснения физических явлений.

Уровень 4.0 для развития творческого потенциала ученика. Это как правило задания исследовательского характера. К заданиям этого уровня приступают ребята, успешно справившиеся с первыми двумя уровнями.

Уходя с урока, все учащиеся знают свой уровень, они могут спланировать работу дома, если хотят улучшить результат или выйти на другой уровень. После завершения учебного модуля переходим к подведению итогов.

Этап подведения итогов – завершающий этап, который включает рефлексию, оценивание и осмысление выполненной работы. Ребята делятся впечатлениями. Указывают на трудности, с которыми столкнулись, делятся способами выхода из затруднений. На каждом этапе ребята отмечают свои успехи и неудачи в маршрутных листах.

Школьная цифровая платформа «Сберкласс» – отличный современный инструмент, который во многом облегчает деятельность учителя. Учитель не навязывает задания, а дает право выбора ученику. Ученик, находясь на больничном не выпадает из учебного процесса, он работает вместе со всеми, только из дома. Прозрачная система оценивания исключает возникновение спорных вопросов по поводу текущих отметок, ученик четко понимает, что его текущая успеваемость в первую очередь зависит от него. ШЦП значительно расширяет возможности ученика для успешного обучения, расширения кругозора, что в дальнейшем поспособствует хорошим результатам при сдаче экзамена по физике.

Данная статья представлена в сборнике ГАУ ЯО ИРО "Использование современных технологий электронного обучения: сборник материалов из опыта педагогов образовательных организаций, участвующих в реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда». Выпуск 2"  ссылка

Назад