Страница обновлена 11.10.2019

МОУ Любимская СОШ

Страница обновлена 11.10.2019
МОУ Любимская СОШ

Когда я иду на свой урок, думаю, соответствует ли физический уровень моих обучающихся среднему уровню школ района, области, России, мира? Что я могу сделать, чтобы мои учащиеся были лучшими, или, по крайней мере, не хуже остальных. Вспоминая свои школьные годы, я вижу отставанье современных детей от поколений прошлых периодов. Я сам – победитель районных и областных соревнований по лёгкой атлетике, участник зональных и всероссийских соревнований, и это было не исключением из правил, когда школьники участвовали в подобных мероприятиях, а носило массовый характер. Современная система образования предполагает сдачу норм ГТО, а как же быть, если дети не готовы к этому? Я являюсь главным организатором проведения ГТО в нашем районе, сам одобряю введение ГТО в школе, так как это показатель физического развития организма человека. Как же заинтересовать детей выполнять определённые упражнения, повышать свой физический уровень?

Одним из наиболее активных и позитивных способов работы на уроках физической культуры я считаю игровую командную деятельность, ведь она основа конкуренции между детьми, а победа – показатель успеха той или иной команды, да и участника в целом.

Поэтому тема моей работы: Развитие двигательных качеств с помощью игровой деятельности на уроках физической культуры.

Цель: показать роль игровой деятельности в развитии двигательных качеств на уроках физической культуры.

Задачи:

  1. Проанализировать особенности развития двигательных качествах обучающихся 1-6 классов.
  2. Отобрать игры, способствующие развитию двигательных качеств у обучающихся.
  3. Проанализировать результаты работы по развитию двигательных качеств обучающихся средствами игровой деятельности.

Эта тема особенно актуальна в начальной школе и в 5-6 классе среднего звена, так как соответствует психологическим и физическим особенностям данного возраста. Игра может заменить скучные упражнения, и как следствие совершенствовать организм, переводя его на новый, качественный уровень. Поэтому, особую роль в своей педагогической деятельности, я отвожу всевозможным играм и эстафетам. Как известно, движение – это жизнь, соответственно уроки физкультуры – благо, фундамент для построения физической составляющей личности.

Знание соответствующих закономерностей позволяет найти правильное соотношение в работе над техникой физического упражнения и количественным результатом, определить возрастные границы для наиболее эффективного развития каждой качественной особенности, установить оптимальную меру комплексности в развитии качественных особенностей. (Более подробно об этом можно прочитать на ресурсе https://www.bestreferat.ru/referat-163744.html).

Под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, гибкость.

Сила  это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Гибкость  это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.

Быстрота  это двигательная способность человека, которая определяет скоростные качества и является одно из важнейших физических качеств.

Выносливость  важнейшее физическое качество, выражающееся в способности противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности и проявляющееся в профессиональной, спортивной практике (в той или иной степени в каждом виде спорта) и повседневной жизни.

В своей работе я показал, как можно развивать эти качества через использование на уроках физкультуры различных игр.

При отборе игр я придерживаюсь, как и многие мои коллеги, следующих требований:

  • игра должна давать новые понятия,
  • развивать способности правильно оценивать себя,
  • реагировать на меняющуюся обстановку,
  • соответствовать  программному материалу,
  • сложность должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам.

При  организации и проведении игры необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Простота и доступность правил игры.
  2. Каждый ребенок должен быть активным участником игры.
  3. Соблюдение правила ТБ.
  4. Игра не должна унижать достоинства играющих.

Если на уроке мы решаем задачу развития силы, то включаю игры и упражнения связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями. Очень эффективными для решения этой задачи оказываются наклоны, приседания, бег или прыжки с посильным для них грузом. Это любимая ребятами эстафета «Гонка мяча». В данном случае мяч передается, перекатывается, переносится, перебрасывается различными способами.

Для развития такого качества, как быстрота, я подбираю игры, в которых требуется мгновенная реакция на различные сигналы (хлопок, свисток, поднятая вверх рука). Эти игры состоят из ускорений, внезапных остановок. Все движения направлены на сознательное опережение соперника. Это такие игры как: «Воробьи-вороны», «Займи круг», «День и ночь». (Приложение. Игры на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости)

Понятие игрового метода в сфере физического воспитания отражает соответствующие особенности игры, то есть то, что отличает её в методическом отношении (особенности организации деятельности занимающихся, руководство игрой) от других способов воспитания. В принципе она может быть применима к любым физическим упражнениям при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями данной деятельности.

Внедрение игровой деятельности позволило достичь определённых успехов у детей:

  • наблюдается положительная динамика при сдаче нормативов по физической культуре (Приложение. Результаты одного класса в течении трех лет),
  • увеличилось число обучающихся, сдающих нормы ГТО, причём этот процесс имеет положительную динамику вот уже на протяжении нескольких лет (Приложение. Диаграмма 1),
  • улучшились качественные показатели по значкам ГТО, больше стало золотых и серебренных (Приложение. Диаграмма 2),
  • дети с интересом посещают уроки физической культуры, активнее взаимодействуют друг с другом.
  • выросло количество обучающихся с основной группой здоровья и соответственно уменьшилось с подготовительной группой.

Конечно, эти результаты достигнуты не только благодаря игровой деятельности, но, по-моему, она сыграла большую роль.

В игровом методе присутствуют предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, находчивости, самостоятельности, инициативности, выносливости в усложненных условиях. Он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. В игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Таким образом, игровая деятельность способствует развитию метапредметных результатов:

Метапредметные результаты

Игровая деятельность

Познавательные

Мыслительная деятельность (сообразительность, ориентация в меняющейся ситуации, быстрое принятие решения)

Регулятивные

Правила

Роли

Оценивание ситуации (хода, результата)

Коммуникативные

Общение внутри команды, по ходу игры

Личностные

Я в команде (личная ответственность, позиция)

Роль спорта и физкультуры в формировании личности состоит в том, что сложные условия, необходимость преодолеть трудности, заставляют человека проявлять волевые качества, преодолевать себя, а по мере их развития и закрепления переносить эти качества на внеспортивную жизнь.

Дополнительные материалы:

1. Соотношение видов испытаний ГТО и двигательных качеств.

2. Презентация выступления по данной теме.

Список литературы:

  1. Жигадлова И. В. Организация игровой деятельности со школьниками в соответствии ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016.
  2. Капустина Ю. Н. Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры. Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015.
  3. Гуревич И. А. Соревновательно-игровые задания по физическому воспитанию / — М.: 1994. — 350 с. 2. Конради С. В. — Игровые технологии / 2001.-70 с. 3.
  4. Яковлев В. Г., Гриневский А. Н. Игры для детей / — М.: 1992. — 80 с.