Когда я иду на свой урок, думаю, соответствует ли физический уровень моих обучающихся среднему уровню школ района, области, России, мира? Что я могу сделать, чтобы мои учащиеся были лучшими, или, по крайней мере, не хуже остальных. Вспоминая свои школьные годы, я вижу отставанье современных детей от поколений прошлых периодов. Я сам – победитель районных и областных соревнований по лёгкой атлетике, участник зональных и всероссийских соревнований, и это было не исключением из правил, когда школьники участвовали в подобных мероприятиях, а носило массовый характер. Современная система образования предполагает сдачу норм ГТО, а как же быть, если дети не готовы к этому? Я являюсь главным организатором проведения ГТО в нашем районе, сам одобряю введение ГТО в школе, так как это показатель физического развития организма человека. Как же заинтересовать детей выполнять определённые упражнения, повышать свой физический уровень?
Одним из наиболее активных и позитивных способов работы на уроках физической культуры я считаю игровую командную деятельность, ведь она основа конкуренции между детьми, а победа – показатель успеха той или иной команды, да и участника в целом.
Поэтому тема моей работы: Развитие двигательных качеств с помощью игровой деятельности на уроках физической культуры.
Цель: показать роль игровой деятельности в развитии двигательных качеств на уроках физической культуры.
Задачи:
- Проанализировать особенности развития двигательных качествах обучающихся 1-6 классов.
- Отобрать игры, способствующие развитию двигательных качеств у обучающихся.
- Проанализировать результаты работы по развитию двигательных качеств обучающихся средствами игровой деятельности.
Эта тема особенно актуальна в начальной школе и в 5-6 классе среднего звена, так как соответствует психологическим и физическим особенностям данного возраста. Игра может заменить скучные упражнения, и как следствие совершенствовать организм, переводя его на новый, качественный уровень. Поэтому, особую роль в своей педагогической деятельности, я отвожу всевозможным играм и эстафетам. Как известно, движение – это жизнь, соответственно уроки физкультуры – благо, фундамент для построения физической составляющей личности.
Знание соответствующих закономерностей позволяет найти правильное соотношение в работе над техникой физического упражнения и количественным результатом, определить возрастные границы для наиболее эффективного развития каждой качественной особенности, установить оптимальную меру комплексности в развитии качественных особенностей. (Более подробно об этом можно прочитать на ресурсе https://www.bestreferat.ru/referat-163744.html).
Под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, гибкость.
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).
Гибкость – это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.
Быстрота – это двигательная способность человека, которая определяет скоростные качества и является одно из важнейших физических качеств.
Выносливость – важнейшее физическое качество, выражающееся в способности противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности и проявляющееся в профессиональной, спортивной практике (в той или иной степени в каждом виде спорта) и повседневной жизни.
В своей работе я показал, как можно развивать эти качества через использование на уроках физкультуры различных игр.
При отборе игр я придерживаюсь, как и многие мои коллеги, следующих требований:
- игра должна давать новые понятия,
- развивать способности правильно оценивать себя,
- реагировать на меняющуюся обстановку,
- соответствовать программному материалу,
- сложность должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам.
При организации и проведении игры необходимо придерживаться следующих правил:
- Простота и доступность правил игры.
- Каждый ребенок должен быть активным участником игры.
- Соблюдение правила ТБ.
- Игра не должна унижать достоинства играющих.
Если на уроке мы решаем задачу развития силы, то включаю игры и упражнения связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями. Очень эффективными для решения этой задачи оказываются наклоны, приседания, бег или прыжки с посильным для них грузом. Это любимая ребятами эстафета «Гонка мяча». В данном случае мяч передается, перекатывается, переносится, перебрасывается различными способами.
Для развития такого качества, как быстрота, я подбираю игры, в которых требуется мгновенная реакция на различные сигналы (хлопок, свисток, поднятая вверх рука). Эти игры состоят из ускорений, внезапных остановок. Все движения направлены на сознательное опережение соперника. Это такие игры как: «Воробьи-вороны», «Займи круг», «День и ночь». (Приложение. Игры на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости)
Понятие игрового метода в сфере физического воспитания отражает соответствующие особенности игры, то есть то, что отличает её в методическом отношении (особенности организации деятельности занимающихся, руководство игрой) от других способов воспитания. В принципе она может быть применима к любым физическим упражнениям при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями данной деятельности.
Внедрение игровой деятельности позволило достичь определённых успехов у детей:
- наблюдается положительная динамика при сдаче нормативов по физической культуре (Приложение. Результаты одного класса в течении трех лет),
- увеличилось число обучающихся, сдающих нормы ГТО, причём этот процесс имеет положительную динамику вот уже на протяжении нескольких лет (Приложение. Диаграмма 1),
- улучшились качественные показатели по значкам ГТО, больше стало золотых и серебренных (Приложение. Диаграмма 2),
- дети с интересом посещают уроки физической культуры, активнее взаимодействуют друг с другом.
- выросло количество обучающихся с основной группой здоровья и соответственно уменьшилось с подготовительной группой.
Конечно, эти результаты достигнуты не только благодаря игровой деятельности, но, по-моему, она сыграла большую роль.
В игровом методе присутствуют предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, находчивости, самостоятельности, инициативности, выносливости в усложненных условиях. Он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. В игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Таким образом, игровая деятельность способствует развитию метапредметных результатов:
Метапредметные результаты |
Игровая деятельность |
Познавательные |
Мыслительная деятельность (сообразительность, ориентация в меняющейся ситуации, быстрое принятие решения) |
Регулятивные |
Правила Роли Оценивание ситуации (хода, результата) |
Коммуникативные |
Общение внутри команды, по ходу игры |
Личностные |
Я в команде (личная ответственность, позиция) |
Роль спорта и физкультуры в формировании личности состоит в том, что сложные условия, необходимость преодолеть трудности, заставляют человека проявлять волевые качества, преодолевать себя, а по мере их развития и закрепления переносить эти качества на внеспортивную жизнь.
Дополнительные материалы:
1. Соотношение видов испытаний ГТО и двигательных качеств.
2. Презентация выступления по данной теме.
Список литературы:
- Жигадлова И. В. Организация игровой деятельности со школьниками в соответствии ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016.
- Капустина Ю. Н. Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры. Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015.
- Гуревич И. А. Соревновательно-игровые задания по физическому воспитанию / — М.: 1994. — 350 с. 2. Конради С. В. — Игровые технологии / 2001.-70 с. 3.
- Яковлев В. Г., Гриневский А. Н. Игры для детей / — М.: 1992. — 80 с.